СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН 16
1 год обучения 16
2 год обучения 17
3 год обучения и старше 18
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 19
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения 19
2.2. Учебно-тематический план работы второго года обучения 21
2.3. Учебно-тематический план работы третьего года обучения 23
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 25
3.1. 1 год обучения 25
3.2. 2 год обучения 30
3.3. 3 года обучения и старше 34
- ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЙ 37
5. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 39
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ 39
- СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа секции «Мотокросс» составлена в соответствии с требованиями следующих основных нормативных документов:
Нормативно-правовая база:
— Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 г. №1008;
— Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям ДОД: СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.;
— Концепция развития дополнительного образования детей, принятая Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р;
— Письмо Монобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
— Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» №761 от 01.06.2012 г.;
1.1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы секции «Мотокросс» — техническая.
1.2. В связи с возросшим вниманием правительства РФ к спорту и физической культуре подрастающего поколения, к привлечению молодежи в большой спорт возникла необходимость в организации спортивно-технических клубов, секций.
Актуальность. Спорт имеет много направлений, известных и не очень. Среди известных – мотоспорт. Он объединяет людей, похожих по темпераменту, запасу знаний, увлечениям, физическим и интеллектуальным возможностям, неформально группирует их в команды, разрушая психологические барьеры и значимость социального положения, заставляет обмениваться практическими навыками и знаниями, и иногда – отстаивать честь города (региона, страны) на спортивной арене. Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.
Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. При правильной тренировке и здоровом образе жизни люди могут длительно сохранять здоровье и высокие функциональные возможности организма. Мотоспорт является активным помощником в этом направлении. Ведь в этом виде спорта спортсмен не только активизирует резервные силы организма (задействованы практически все отделы мускулатуры спортсмена), но и ведет активную умственную работу по оттачиванию навыков и настройке мотоцикла. Заболевания у мотоспортсменов — результат не занятий спортом как таковых, а определенных «факторов риска». Их изучение, с учетом специфики каждого вида мотоспорта, выявление, предупреждение и устранение значительно уменьшат возможность повреждения здоровья позволят сохранить его даже в условиях самой напряженной тренировки, а тем самым будут способствовать совершенствованию тренировочного процесса, повышению спортивных результатов и надежности спортсменов, усилят социальную значимость спорта.
Распространенное же среди определенной части ученых, тренеров, спортсменов и журналистов мнение о несоответствии понятий «спорт» (мотоспорт, все-таки, несет в себе некоторую опасность для здоровья) и «здоровье» не только не имеет достаточных оснований, но и опасно, ибо создает представление об определенной фатальности, мешает тем самым поиску и устранению факторов риска, ставит под сомнение целесообразность достижения рекордных результатов.
Мотокросс подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях. Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно затрачивать умственные усилия: не только «прикинуть», как «воткнуть» движок большего «калибра», но даже в ходе соревнований подмечать все реакции машины на свои действия. На основе выводов намечается направление усовершенствования, далее — методы его наиболее выгодного воплощения, обкатка, тренировка, состязание…
1.3. Цель работы секции «Мотокросс» состоит в развитии интереса подростков к активным видам спорта, авто- и мототехнике через занятия мотокроссом.
Основные мероприятия программы направлены на решение следующих задач:
Обучающие задачи:
— получение базовых знаний о мототехнике,
— отработка навыков езды, тех. обслуживания и ремонта спортивных мотоциклов;
— получение знаний о принципе работы двигателя;
— правилах организации мотосоревнований.
Развивающие задачи:
— развитие личностных качеств подростков;
— формирование стремления к самореализации и жизненному самоопределению;
— сформированное чувство товарищества, взаимопомощи.
Воспитывающие задачи:
— формирование здорового образа жизни путем привлечения к участию в спортивных мероприятиях;
— формирование позитивного мышления, адаптация к социуму.
1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что в настоящее время отсутствуют альтернативные типовые программы дополнительного образования по мотокроссу. Кроме того, данная программа позволяет развивать навыки не только вождения мотоцикла, но и навыки ремонта автотехники обучающимися основной ступени общего образования. Это привлекает на занятия тех детей, которые боятся или не могут по различным причинам заниматься скоростной ездой на мотоцикле.
1.5 Возрастные особенности обучающихся.
В 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В 13-15 лет дети способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет—это ранняя юность и 18—25 лет—поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И. С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому нас не должно удивлять, что старшеклассники выдвигают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на второе место.
Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением стремления к равноправным отношениям, выбор друга, старшего по возрасту, может свидетельствовать о потребности в опеке и руководстве, а младшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Такой выбор нередко отражает какие-то психологические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня его притязаний и возможностей.
Равновесие внутреннего мира молодого человека нарушается в эти годы и необходимостью самоопределения. Принятие решения о выборе специальности означает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей — с самоограничением, что, в свою очередь, порождает внутреннюю напряженность. В период ранней молодости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и к взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Кстати, говоря о том, что молодые люди считают себя готовыми принимать самостоятельные решения, полезно упомянуть, что они обучаются принимать их быстрее, если на первых порах принимают их совместно со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.
- 6. Организация обучающего процесса
- Формой детского объединения, в котором реализуется данная образовательная программа, является кружок «Мотокросс». Для записи в объединение обучающийся должен пройти медицинское обследование и принести справку. В основе образовательного процесса лежит проведение различных работ по схемам, т.е. решение конструкторских задач и тренировочные заезды на мототрассе, посещение соревнований.
- Теоретические и практические занятия проходят в специально оборудованном помещении. Практические навыки вождения кроссовых мотоциклов отрабатываются на специально подготовленных закрытых кроссовых трассах, т. е. вне дорог общего пользования.
- Занятия в секции кроме педагога дополнительного образования могут проводить спортсмены и техники мотоклуба.
- Юные спортсмены обучаются езде на спортивных мотоциклах с объемом ДВС: до 12 лет – 65 см3, до 15 лет – 85 см3. Спортсмены, успешно освоившие технику этой возрастной категории, могут в дальнейшем осваивать кроссовые мотоциклы большей мощности: 125 см3, 250 см3, 500 см3, т.е. классы «юноши до 21 года» и «свободный» (участвуют юноши и взрослые спортсмены).
- Воспитательная работа с детьми проводится в форме экскурсий на соревнования с участием знаменитых спортсменов, показательных выступлений на городских мероприятиях.
- Итогом работы секции является участие юных спортсменов в специально организованных мероприятиях: соревнованиях, тренировочных сборах.
- Программа реализуется на групповых занятиях, наполняемость которых не должна превышать 10 человек. Продолжительность занятий в первый год обучения составляет 6 академических часов в неделю, во второй год – 6 академических часов в неделю, третий год обучения и более — 6 академических часов в неделю (индивидуалы). Тренировочные заезды в группах второго года обучения проводятся совместно.
- Занятия строятся по примерной схеме:
- Вводная часть:
- а) постановка познавательной задачи;
- б) знакомство с особенностями физ. подготовки юных спортсменов; целевой инструктаж по технике безопасности.
- Основная часть:
- а) повторение пройденного материала;
- б) изложение нового материала;
- в) ответы на вопросы по изложенному материалу;
- г) практическая работа (групповые и индивидуальные занятия);
- д) обсуждение результатов практической работы (замечания, дополнения, обобщения).
- Заключительная часть:
- а) определение степени выполнения поставленной задачи;
- б) дополнительный акцент на существенных ошибках, допущенных как в групповых, так и в индивидуальных формах работы (если такие имеются);
- в) замечания по грубым нарушениям техники безопасности, допущенных в ходе занятий (если такие имеются);
- г) рекомендации для самостоятельной работы дома.
- Данная схема является примерной и может видоизменяться от содержания материала, цели занятия, контингента учащихся, их интереса, практических навыков и т. д.
- Методы работы на занятии:
- — словесный метод (беседа, рассказ, дискуссия и пр.);
- — наглядный метод (демонстрация модели или вида работы; изучение схемы или чертежа; экскурсии и пр.);
- — практический метод (практическая работа; подборка материала и т.д.).
- Указанные методы используются на занятиях в комплексе, однако основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается проект определенного назначения.
- Ведущие методические принципы:
- Принцип деятельности подразумевает активное включение обучающегося в учебно-проектную деятельность через открытие им нового знания, участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний, навыков и умений для решения творческих задач.
- Принцип гуманности основан на уважении к личности обучающихся, признании его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является залогом свободы и творческой раскрепощенности обучающихся во время занятий.
- Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности обучающихся младшего звена, приобретение ими собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта, способности самостоятельного выбора решений.
- Принцип вариативности дает возможность развивать у обучающихся вариативное мышление, учит сравнивать и находить оптимальный вариант.
1.7. Планируемые результаты освоения программы «Мотокросс»:
1 год обучения
Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к спорту.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Умение добиться высокого качества практических заданий (аккуратность, работоспособность, грамотность).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития мотоспорта в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения выполнения проектов работ на основе схемы и чертежа различными инструментами.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения заданий.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развитые у детей элементы изобретательности, конструкторского мышления и творческой инициативы.
- Развивающиеся творческая смекалка, быстрота реакции.
Предметные результаты:
- Сформированные знания частей кроссового мотоцикла, двигателя внутреннего сгорания.
- Полученные представления о правилах езды на кроссовых мотоциклах.
- Сформированные знания о правилах соревнований.
- Знание отличий схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.
- Знание правил техники безопасности при работе с ручным инструментом.
Смогут научиться:
— управлять мотоциклом на трассе;
— проводить самостоятельно ремонт ходовой части мотоцикла.
2 год обучения.
Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к спорту.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Умение добиться высокого качества практических заданий (аккуратность, работоспособность, грамотность).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития мотоспорта в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения выполнения проектов работ на основе схемы и чертежа различными инструментами.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения заданий.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развитые у детей элементы изобретательности, конструкторского мышления и творческой инициативы.
- Развивающиеся творческая смекалка, быстрота реакции.
- Развитое умение управления мотоциклом на трассе.
Предметные результаты:
- Сформированные знания частей кроссового мотоцикла, двигателя внутреннего сгорания.
- Полученные представления о правилах езды на кроссовых мотоциклах.
- Сформированные знания о правилах соревнований.
- Знание отличий схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.
- Правила обслуживания мотоцикла перед соревнованиями и после.
- Знание правил техники безопасности при работе с ручным инструментом.
Смогут научиться:
— управлять мотоциклом на трассе, выполняя сложные элементы;
— проводить самостоятельно ремонт ходовой части мотоцикла.
- 3 год обучения и больше:
- Личностные результаты:
- Сформированное ценностное отношение к своему труду, к труду других людей, к спорту.
- Сформированное нравственно-этическое оценивание последствий своих действий в социальной среде.
- Умение добиться высокого качества практических заданий (аккуратность, работоспособность, грамотность).
- Формирующееся у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере знакомства с историей развития мотоспорта в России.
- Формирующиеся навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
- Метапредметные результаты:
- Сформированные знания и умения выполнения проектов работ на основе схемы и чертежа различными инструментами.
- Сформированное умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками в ходе выполнения заданий.
- Развитое умение самостоятельно планировать последовательность выполняемой работы.
- Развивающаяся способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения в ходе проектирования.
- Развитые у детей элементы изобретательности, конструкторского мышления и творческой инициативы.
- Развивающиеся творческая смекалка, быстрота реакции.
- Сформированные знания частей кроссового мотоцикла, двигателя внутреннего сгорания.
- Полученные представления о правилах езды на кроссовых мотоциклах.
- Сформированные знания о правилах участия в соревнованиях.
- Знание отличий схем, рисунков и чертежей, шаблонов, правила работы с ними.
- Знание правил техники безопасности при работе с ручным инструментом.
- Смогут научиться:
- — управлять мотоциклом на трассе;
- — проводить самостоятельно ремонт ходовой и рулевой части мотоцикла;
- — участвовать в соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации программы
Год обучения |
Начальная диагностика |
Промежуточная аттестация |
Итоговая аттестация |
1 |
Собеседование |
1. Выполнение заданий педагога.
2. Управление мотоциклом: начало движения и остановка.
|
1. Собеседование.
|
2 |
Собеседование |
1. Выполнение заданий педагога.
2. Управление мотоциклом на трассе.
|
1. Участие в городских соревнованиях. |
3 и более |
Собеседование |
1. Выполнение ремонта мотоцикла.
2. Управление мотоциклом.
|
1. Участие в городских соревнованиях.
2. Участие в областных соревнованиях.
|
1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 года обучения
№
|
Темы
|
Всего часов
|
Количество часов в неделю
|
Промежуточная и итоговая аттестация
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
1
|
Вводное занятие |
3 |
6
|
|
Практические занятия |
2
|
Общее устройство кроссового мотоцикла |
24
|
6
|
|
Практические занятия |
3
|
Общее устройство мотоциклетного двигателя |
21
|
6
|
|
Практические занятия |
4
|
Правила
соревнований по мотокроссу
|
12
|
6
|
|
Практические занятия |
5
|
Учебная езда на спортивном мотоцикле |
39
|
6
|
6
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
6
|
Зачет |
6 |
|
6
|
Практические занятия |
7
|
Тех. обслуживание, регулировка и ремонт кросс. мотоцикла
|
15
|
|
6
|
Практические занятия |
8
|
Первая доврачебная помощь |
9
|
|
6
|
Практические занятия |
9
|
Просмотр обучающего видеоматериала о мотокроссе с комментированием |
9
|
|
6
|
Практические занятия |
10
|
Меры безопасности на соревнованиях и тренировках |
15
|
|
6
|
Практические занятия |
11
|
Спортивно-тренировочная езда на спортивном мотоцикле |
39
|
|
6
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
12
|
Организация и проведение соревнований |
18
|
|
6
|
Соревнования |
13
|
Заключительное занятие |
6
|
|
6
|
Практические занятия |
|
Итого
|
216
|
6
|
6
|
|
2 года обучения
№
|
Темы
|
Всего часов
|
Количество часов в неделю
|
Промежуточная и итоговая аттестация
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
1
|
Вводное занятие |
6 |
6
|
|
Практические занятия |
2
|
Элементы теории движения спортивного мотоцикла |
12
|
6
|
|
Практические занятия |
3
|
Двухтактные двигатели внутреннего сгорания |
30
|
6
|
|
Практические занятия |
4
|
Подготовка кроссового мотоцикла к тренировкам и соревнованиям |
24
|
6
|
|
Практические занятия |
5
|
Работа с учебно-наглядными пособиями. Рационализаторская работа в секции |
6
|
6
|
6
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
6
|
Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания |
15 |
|
6
|
Практические занятия |
7
|
Спортивно-тренировочная езда на кроссовых мотоциклах. Управление кросс. мотоциклом в экстремальных условиях. |
63
|
|
6
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
8
|
Просмотр обучающего видеоматериала о мотокроссе с комментированием |
9
|
|
6
|
Практические занятия |
9
|
Первая доврачебная помощь |
6 |
|
6
|
Практические занятия |
10
|
Меры безопасности на соревнованиях и тренировках |
12
|
|
6
|
Практические занятия |
11
|
Экскурсии на спортивные мероприятия |
15
|
|
6
|
Экскурсии |
12
|
Организация и проведение соревнований |
12
|
|
6
|
Соревнования |
13
|
Заключительное занятие |
6
|
|
6
|
Практические занятия |
|
Итого
|
216
|
6
|
6
|
|
3 года обучения и более
№
|
Темы
|
Всего часов
|
Количество часов в неделю
|
Промежуточная и итоговая аттестация
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
1
|
Вводное занятие |
3 |
3
|
|
Практические занятия |
2
|
Элементы теории движения спортивного мотоцикла |
6
|
6
|
|
Практические занятия |
3
|
Спортивно-тренировочная езда на кроссовых мотоциклах. Участие в соревнованиях.
Ремонт кроссовых мотоциклов.
|
96
|
6
|
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
4
|
Ремонт двухтактного двигателя. |
27
|
|
6
|
Практические занятия |
5
|
Учебная езда на спортивном мотоцикле. Подготовка трассы. |
27
|
|
6
|
Практические занятия,
тренировочные заезды
|
6
|
Организация и проведение соревнований |
57 |
|
6
|
Участие в соревнованиях |
|
Итого
|
216
|
6
|
6
|
|
Источник: http://syut-ntsk.ru/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0 |